Защита бренда: защита товарных знаков и доменных имен

Все услуги
Ищете решение?
Мы готовы проконсультировать Вас и быстро вникнуть в ситуацию
Заказать звонок
Защита бренда: защита товарных знаков и доменных имен
17 октября, 2025

Елизавета Соколова

Юрист

Актуально на: 17 октября, 2025

В предыдущих публикациях мы рассмотрели, что такое товарный знак, что такое доменное имя, каковы особенности их разработки и регистрации. Теперь давайте разберемся как защитить свой бренд.

Как избежать конфликтов с другими правообладателями, предупредить нарушение ваших прав?

  1. Как бы ни был банален первый совет – зарегистрировать товарный знак (далее – ТЗ). Если вы в своей деятельности используете обозначение, которое начинает ассоциироваться с вашими товарами или услугами, то надежнее всего будет зарегистрировать его официально. Но стоит учитывать, что в случае длительного использования незарегистрированного обозначения, схожее может появиться у конкурентов, что может послужить основанием для конфликта при обращении за регистрацией.

Что касается домена, то его лучше связать с ТЗ, чтобы он содержал в себе его элементы и был под охраной.

  1. Использовать свой ТЗ. При регистрации указываются классы товаров и услуг, которые будут охраняться ТЗ. Важно ТЗ использовать – к примеру, на товарах, этикетках, в документации, при рекламе услуг и т.д. Неиспользование ТЗ по назначению может привести к тому, что конкуренты могут подать заявление о досрочном прекращении правовой охраны ТЗ в суд. Правовая охрана может быть прекращена в отношении всех товаров или услуг, или частично, зависит от ситуации.
  2. Следить за использованием ТЗ. В компании можно настроить процесс отслеживания действий с вашим ТЗ. Регулярно проверяйте рынок и интернет на предмет того, насколько законно используется ваш ТЗ и нет ли нарушений. Такая практика поможет выявить нарушения лицензионных договоров (при их наличии), использование без вашего официального разрешения, попытки конкурентов подорвать ваш авторитет как правообладателя. Такая практика, в том числе, распространяется и на отслеживание доменных имен, которые могут содержать элементы или вариации вашего ТЗ. Для отслеживания доменов удобно использовать сервис WHOIS.

Что делать при нарушении прав на товарный знак или домен?

Тактика действий зависит от характера допущенного нарушения. Законодательство допускает выбрать один/несколько способов защиты ТЗ:

  • требовать удаление ТЗ с контрафактной продукции
  • требовать изъятие из гражданского оборота и уничтожение контрафактной продукции – если просто удаление ТЗ невозможно

Также нарушитель обязан удалить ТЗ из всех сопровождающих материалов, которые помогали введению в оборот товаров или услуг – рекламные материалы, любые упоминания в Интернете, любая документация и т.д.

  • требовать возмещение убытков или компенсацию в размере от 1 до 50.000 базовых величин. Компенсация определяется судом в зависимости от характера нарушения.
  • применить иные способы защиты – требовать пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и другие.

При споре между компаниями и (или) физлицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, должен быть соблюден претензионный порядок. Первостепенно, конечно, следует провести грамотные переговоры с нарушителем, это может послужить уменьшению затрат на защиту своего ТЗ. В текст претензии важно включить описание нарушения, доказательства этого нарушения, требование прекратить совершать незаконные действия, возможность обращения в суд в случае неудовлетворения претензии.

В случае неудавшихся переговоров и при соблюдении претензионного порядка – следует обратиться в коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. Далее уже защита прав будет происходить непосредственно в судебном порядке.

Также, если вы усматриваете в действиях нарушителя признаки недобросовестной конкуренции, то можно подать жалобу в контролирующий орган – МАРТ.

При нарушении прав на домен можно совершить следующие действия:

  1. Связаться напрямую с владельцем домена и предъявить ему претензию, указав на нарушение. Владельца домена можно узнать через сервис WHOIS.
  2. Если переговоры прошли безуспешно, то необходимо обратиться в коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. Сам домен не подлежит правовой охране, но ситуация меняется, если в нем задействован ТЗ или фирменное наименование.
  3. В случае совершения мошеннических действий с использованием вашего домена (фишинг и др.) – следует обратиться в правоохранительные органы.

Защита бренда – трудоемкий, дорогостоящий и долгий процесс. На любом этапе защиты бренда (будь то превентивные действия или уже непосредственно защита в суде) следует выстраивать грамотную тактику и тщательно продумывать свои шаги. Важно просчитывать не только коммерческие потери, но также и репутационные риски.

Мы всегда готовы помочь Вам в регистрации товарного знака и проконсультировать по вопросам интеллектуальной собственности.

Написать в Telegram