Мы готовы проконсультировать Вас и быстро вникнуть в ситуацию
Главная страница » Публикации » Проверка компании перед покупкой
Андрей Слабко
Директор
Актуально на: 15 октября, 2025
Покупка действующего бизнеса – большой риск для покупателя. Нужно учитывать большое количество критериев: реальная рыночная стоимость, возможность продолжения бизнеса после смены собственника, сохранение ключевых активов и проч. Однако такая сделка влечет много и юридических рисков.
Если Вы решили приобрести долю в ООО (акции в АО), то перед покупкой важно провести юридическую проверку компании. Ниже будут несколько важных и универсальных рекомендаций для проверки.
Важно: для доступа к указанным ниже документам нужно подписать соглашение о конфиденциальности (NDA).
1. Проверка корпоративных документов
Прежде всего, следует проверить правильность учреждения компании, внесения вклада в уставный фонд, историю сделок с долями (акциями), отсутствие оснований для ликвидации.
Если в истории компании были реорганизации – документы по ним также следует оценить на соответствие законодательству.
Кроме того, следует проанализировать протоколы общих собраний по ключевым вопросам компании и протоколы ежегодных собраний участников.
Какие последствия пропуска этого этапа:
2. Проверка основных активов компании
В зависимости от бизнеса компании ключевыми активами могут быть: недвижимость, автомобили, производственное оборудование и проч.
Следует изучить основания возникновения права собственности (аренды) на ключевые активы, условия договоров, состояние платежей, возможность продления, основания для расторжения договоров (если это аренда).
Также важно проверить использование этих активов в качестве обеспечения.
Какие последствия пропуска этого этапа:
3. Проверка ключевых договоров компании (аренда, лизинг, кредиты, ключевые клиенты)
В договорах проверяется срок действия, наличие оснований для расторжения, состояние расчетов по договорам, наличие оснований для споров. Также изучаются первичные учетные документы.
Также важно получить полные договоренности с ключевыми клиентами: система скидок, индивидуальные условия работы и проч.
Какие последствия пропуска этого этапа:
4. Проверка лицензий, сертификатов, аттестатов компании
Наличие разрешительных документов существенно увеличивает стоимость бизнеса. Лицензии, сертификаты и аттестаты нужно поддерживать в актуальном состоянии: следить за наличием персонала, основных средств, иными критериями.
Какие последствия пропуска этого этапа:
5. Проверка трудовых договоров с ключевыми сотрудниками
Команда – один из ключевых активов бизнеса. Если команда остается после смены собственника, то следует внимательно изучить трудовые договоры и локальные правовые акты.
Какие последствия пропуска этого этапа:
Обращаем внимание, что при смене управленческой команды или руководителя важно также организовать полную передачу дел.
Юристы юридической компании «Грин Лигал» имеют большой опыт в сопровождении покупки и продажи бизнеса в Беларуси.
ООО «Грин Лигал»
Телеграм-канал юридической компании Грин Лигал
Республика Беларусь, 220029, г. Минск, пр-т Машерова, д. 9, пом. 1 (комната 217). УНП: 193733691
Лицензия на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг № 02240/3175, выдана на основании решения Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 апреля 2024 г. № 256, зарегистрирована в реестре специальных разрешений (лицензий) за № 34240000080137.
Телефон: +375 (33) 680-30-20
Написать в: Telegram / WhatsApp / Viber
E-mail: info@glegal.by
График работы: Пн – Пт: 9:00 – 18:00